Как правильно фотографировать. Основы фотосъемки.

Технологии, Фотоаппарат

Сегодня нас трудно удивить техническими новинками и почти в каждом доме имеется фотоаппарат, причем не какой-нибудь, а самый современный, цифровой. Цены на технику подобного уровня неуклонно снижаются, тем самым повышая ее доступность для всех слоев населения и увеличивая спрос. Мы, в отличие от своих предков, имеем счастливую возможность запечатлевать любой момент нашей жизни.

Но после того, как фотокамера выбрана и приобретена, возникает потребность научиться правильно фотографировать, создавать стильные, четкие, яркие фото, просмотр которых напомнит о счастливых минутах и незабываемых впечатлениях, поднимет настроение и наполнит душу радостью.

Выбирая фотокамеру, мы чаще всего останавливаемся на «наворочанных» моделях со множеством функций, пользуясь в итоге только единственной из них – спуском затвора. Автоматическая камера, разумеется, очень удобна в использовании, но удовлетворить может только дилетантов, так как не требует выбора диафрагм, выдержек и расстояний. Но именно по той же причине, используя при съемке автоматику, невозможно добиться по-настоящему художественного снимка. Но все по-порядку.

История и основы фотосъемки

Все осталось, как и при Даггере – объектив, представляющий собой набор линз, пропускает через себя потоки света, тем самым формируя изображение. Единственное отличие цифровой техники от техники пленочной состоит в проецировании изображения на матрице прибора с зарядовой связью, сокращенно ПЗС. В дальнейшем оно считывается, обрабатывается нужным образом и сохраняется на цифровом носителе информации.

В объектив встроена диафрагма. Экспонометр определяет освещенность снимаемых объектов, регулируя импульс вспышки, выбирает экспозицию, а изменение скорости считывания устанавливает нужную выдержку.

Теперь к практике

Процесс съемки в режиме автоматики весьма прост – все параметры выставляются по умолчанию, «на вкус и цвет» системы. При подобном подходе к делу на снимках может оказаться совсем не тот кадр, какой вам хотелось бы видеть. В этом случае разумнее всего воспользоваться выбором режимов экспозиции.

Если в приоритете диафрагма

Обычно диафрагма на фотоаппаратах обозначена буквой «А». Выбирая этот режим, вам придется вручную выбирать ее значение, а выдержку установит автоматика, в зависимости от освещенности снимаемого объекта. Значение диафрагмы остается неизменным, а вы получаете нужную вам глубину резкости. Это значит, что определенные детали снимка, невзирая на фокусировку, будут находиться в нужной резкости. Глубина резкости находится в прямой зависимости от силы диафрагмирования и в обратной от фокусного расстояния объектива фотокамеры. Этот прием поможет вам эффектно выделить главный объект съемки от фона. Особенно важно это бывает при создании портретов.

Если предпочтение отдается выдержке

Обозначается она буквой S, и тут вам придется самостоятельно задавать скорость затвора, а уж диафрагму система выставит автоматически. Вы достигните четкости и статичности движущегося объекта, особенно, если остановите свой выбор на самой короткой выдержке. Но, если есть желание запечатлеть объект в движении, подчеркнуть динамику, а не статичность, выдержка выбирается подлиннее. Хочется отметить небольшой нюанс – при фотосъемке с использованием вспышки, для синхронизации нужно использовать выдержку не менее «90».

Съемка в ручном режиме

На фотокамере она обозначена буквой «М». Этот режим фотоаппаратов был предпочтителен на протяжении долгого времени, до тех пор, пока в дело не вступила электроника. В этом режиме и длительность выдержки, и диафрагму вам придется выбрать и установить самостоятельно и вручную, а автоматика откорректирует с помощью экспонометра уровень экспозиции снимка. В ручном режиме вы сможете устроить эффект «белых ночей» в летнем Сочи и полное «солнечное затмение» даже самым светлым и ясным днем. В случае, когда освещение слишком яркое, или, напротив, слишком пасмурно и темно, а у автоматики нет вариантов выбора развития дальнейших событий, вы можете смело воспользоваться режимом «М». В фотокамерах обычно применяется мультишаблонная, центральная или местная фотометрия.

Чувствительность при съемке фотокамерой

Для удобства пользования фотоаппаратом, эту функцию, обозначающуюся аббревиатурой ISO, перенесли с пленочых фотоаппаратов на цифровые, причем она играет немаловажную роль в установке правильной экспозиции. Диапазон значений чувствительности обычно начинается со 100 единиц и может доходить до максимального в 3200 единиц – это зависит от самой фотокамеры. Если аппарат имеет режим автоматического определения оптимальной чувствительности, он выставит ее сам, но выберет, как правило, самое меньшее ее зачение. Но не стоит увлекаться повышением числа ISO без особых на то причин.

Фотовспышка

Что же еще способно оказать влияние на экспозицию? Разумеется, это вспышка. В случае, когда фотоаппарат установлен в автоматическом режиме, вспышка сама предложит весь спектр своих возможностей. В автоматическом режиме она сработает по мере необходимости, регулируя длительность импульса в соответствии с освещенностью снимаемого объекта. Авторежим весьма удобен и экономичен, так как оптимально расходует заряд батареи. Единственное «но» - он не может быть использован во время съемки «против света».

«Принудительная вспышка» срабатывает вне зависимости от интенсивности освещения и доступна в любом режиме. В этом режиме расходуется много энергии, но зато снимать можно в любых условиях. При «медленной синхронизации» скорость затвора устанавливается на наиболее продолжительное время. В любом случае, в фотоаппаратах, оснащенных всеми вышеуказанными режимами вспышек, существует функция уменьшения эффекта «красных глаз».

Существует режим, при котором вспышка не используется ни при каком случае. Он нужен в тех случаях, когда фотосъемка производится в местах, запрещающих съемку с использованием фотовспышки, или естественное освещение предпочтительнее. Не стоит забывать, что снимки, сделанные без вспышки, выглядят намного естественнее, да и лица людей фотовспышка на фото делает более плоскими, поэтому, используя вспышку, следует делать снимки под определенным углом, для появления на фотоснимках теней. Ну и, конечно, нужно следить за тем, чтобы случайно не закрыть вспышку рукой во время фотосъемки.

Роль трансфокатора при съемке

Фокусное расстояние объектива, возможно, изменить и без сменных объективов, достаточно воспользоваться таким устройством, как транфокатор. Используя его, вы замечаете, что предметы находятся от вас то ближе, то дальше, хотя сами вы стоите на одном месте.

Лучшая память – фотоснимок

Есть много моментов в нашей жизни, когда нам хочется остановить мгновенье. Именно поэтому мы радуемся наличию фотоаппарата. Особенно, если он под рукой во время отпуска, проводимого в живописных, экзотических местах, турпоездках. Чтобы не потерять ни одного кадра, не испортить ни единого фото, желательно научиться правильно фотографировать, делать яркие, живописные снимки. Самое главное – не забыть взять в поездку фотоаппарат и запас батареек к нему, а так же зарядное устройство.

Что, когда и как снимать?

Приезжая в новые, незнакомые места, нам хочется фотографировать все и вся, причем, везде. Наверное, желание это похвально, ведь так мы набираемся опыта, да и, чтобы сделать хотя бы пару приличных снимков, «перещелкать» нужно ой, как много, кадров!

Но, к сожалению, количество кадров ограниченно и наступает минута, когда дальнейшая съемка невозможна. Число снимков можно увеличить, уменьшив количество мегапикселей в настройках вашего фотоаппарата. Правда, при этом немного упадет качество съемки. Поэтому, собираясь распечатать фотографии, разрешение будет лучше увеличить. Но будьте осторожны и не отформатируйте случайно карту памяти фотоаппарата. Так вы рискуете потерять все снимки.

«Правильные» фотографии

Вам следует точно определиться с тематикой фотоснимков. Например, если вам нужно сделать портрет, то лучше всего выполнять его крупно, причем, фон разумнее всего «размыть». Кадр должен быть оптимально сбалансирован. Лучше всего снимать человека под определенным углом, особенно, если объект съемки занят каким-либо действием.

При съемке морских пейзажей следует огромное внимание обратить на специфику освещения. Здесь получаются особенно красивые снимки, даже портреты. Все дело в особенном освещении и великолепных бликах от морских волн. Самое неудачное время суток для съемки у моря – это полдень. Людей в это время лучше не снимать. Хуже таких снимков будут только кадры, сделанные сверху вниз. Самые удачные фотографии получаются во время съемки на рассвете или закате солнца.

Достопримечательности на память

Если вы хотите запечатлеть на снимках памятники архитектуры, вам следует вспомнить некоторые нюансы подобной съемки. Фотосъемка внутри помещения имеет свои особенности. Например, в музеях, на выставках, не всегда хорошее освещение, но пользоваться вспышкой, как правило, нельзя. Причем, пространство там обычно не велико, а людей много. Нужно быть предельно осторожным, выбирая место для съемки, не мешать людям, не сломать фотоаппарат, избежать многих нюансов и неудобств. Поэтому лучше всего остановиться на выборе автоматического режима съемки. Просто не будет времени самостоятельно вручную выбрать оптимальные параметры. Для того, чтобы кадры без участия вспышки получились удачными, следует выбрать режим «А» с приоритетом диафрагмы и выставить выдержку «60». В ином случае кадры, скорее всего, не удадутся.

Уличные съемки намного проще и удобнее. Обилие света и неограниченность пространства облегчают задачу фотографа. Лучше всего в этом случае выбрать маленькую глубину резкости, так как здания статичны. При таких съемках значения выдержки и диафрагмы почти не имеют значения. О если требуется запечатлеть движение, скажем, автомобиля, потребуется большая выдержка и режим «S».

Искусство фотосъемок – это поиск момента, остановка времени. Если вы чувствуете, что настала именно такая минута, которую требуется запомнить – без сомнений нажимайте на копку фотоаппарата. Снимайте, запечатлевайте! Даже, если ваш снимок не будет столь качествен, как вам хотелось бы, важнее всего, что бы он был содержателен и композиционен по смыслу. Важно, чтобы он через много лет мог напомнить вам яркие моменты вашей жизни. Можно сделать «правильный» во всех технических отношениях, но бессмысленный снимок. Главное - иметь фоточутье, наитие и вкус.

Автор: Татьяна Алёшина
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Кроме того, читайте на сайте:

Цифровые видеокамеры

Гаджеты для мужчин. Виды гаджетов.